Интервью Кена для журнала rockinf зв август 1994 годаИнтервьюер: Вы лично думали о теме или концепции альбома?
К: Нет, в этот раз такого не было. Но когда я играю на гитаре, я думаю о некоторых вещах, которые я хочу вложить, но это бывает каждый раз, какой альбом ни возьми.
И: Каким Вы видите альбом в целом?
К: Часто бывает, что все разрозненно, но потом альбом получается вовсе не разнорозненным.
И: В альбоме есть много разных элементов, но Вы сами чувствуете его цельность?
К: Ментальная часть следует одному сюжету. Другим это может быть и не видно, но я чувствую это единство. Мелодии разные, но какую песню ни послушаешь, все хороши. Мне хотелось, чтобы эта линия всегда была ясной.
читать дальше
И: В этот раз среди Ваших песен, Кен-сан, довольно много нежных и мелодичных.
К: Вообще я не намеревался так делать, все получилось само собой. Спокойных песен стало больше, но и гитарное соло я играл больше, чем в предыдущем альбоме.
И: Да. В звучании фраз чувствуются и энергичные ноты. А если говорить об игре на гитаре в целом, что-то изменилось по сравнению с Дюной?
К: Думаю, что изменилось. Раньше я стремился играть в одном стиле, но два-три года назад начал работать над собой, чтобы измениться. Потом я уже не работал специально, изменения происходили сами собой.
И: И в чем главное отличие?
К: Ритм. По моему ощущению, в этот раз ритм важен. Я не делал этого сознательно, я сам изменился. И что касается ансамбля в группе. Между Дюной и Тиеррой прошло несколько туров, и поэтому кое-что изменилось. Но поскольку я сам нахожусь внутри, то не могу четко понять.
И: Вы делали в этот раз что-то рискованное?
К: Кажется, в основном только и рисковал! (смех)
И: И мелодии, и звучание расширились. Дюна оставляет впечатление хард-рока, Тиерра... кажется, не ограничивается только рок-музыкой?
К: Пожалуй, да. Я люблю и Дюну, и Тиерру. На концертах песни Дюны приобрели силу и постепенно изменились. Поэтому и впечатление от них стало другим, и эмоции, вложенные в них, тоже стали иными. Но думаю, что это к лучшему.
И: А Ваша аппаратура изменилась по сравнению в тем временем, когда шла работа над Дюной?
К: В прошлый раз я играл в основном на Steinberger, а сейчас я купил Стратокастер модели 65 года. На ней записал те звуки, которые мне нравятся, искажения, а чистый тон записал на Steinberger. Кроме того, еще использовал Les Paul, динамики тоже менял в зависимости от тембра. И звукоинженеров было много интересных эффекторов, и я тоже их пробовал. В White Feathers было интересно присоединить к гитаре Leslie speaker (комбинированный усилитель и громкоговоритель, который проецирует сигнал с электрического или электронного инструмента и изменяет звук, вращая громкоговорители – прим.пер). Тембр получился интересным.
И: Акустическую гитару Вы тоже использовали?
К: Да. Martin и еще одна. А еще 12-струнная гитара и гитара с кетгутовыми струнами. Когда я играл на живой гитаре, то в этот раз больше нервов потратил, чем в Дюне. Ведь живая гитара сразу задает свой тембр. И поэтому я тщательно продумывал стиль игры в каждой песне. Думаю, что получилось лучше, чем в Дюне.
И: Особенное впечатление производят латинские мотивы акустической гитары в Wind of Gold и аранжировка в стиле боса-новы в Nemuri ni Yоsete. Да в Дюне звучала испанская гитара. Вы много слушаете такого рода музыку?
К: Нет, не так много, но я слушаю артистов, у которых в альбомах из 10 песен попадаются 1-2 такие.
И: Вы заметили, что сейчас у многих артистов, в том числе и в рок-музыке, используется звучание в латинском духе?
К: Я не собирался использовать именно латинский стиль, но когда были написаны аккорды, добавлен ритм, потом мелодия, постепенно так все и получилось...
И: Чем является альбом Тиерра для L'Arc~en~Ciel?
К: Прошел год, как мы четверо собрались вместе, и этот альбом записан, когда мы находились в наилучшем состоянии. Думаю, проявились цвета всех нас.
И: Как Вы хотите исполнять песни Тиерры на концертах?
К: Думаю, что на концертах будет другая подача...
И: Во время концертов и 10 песен Тиерры, как и песни Дюны, тоже разовьются?
К: Да. Думаю, так и будет. Чем больше концертов, тем больше изменяются песни.
Комментарии к песням альбома
In the Air
Я думал, как сделать так, чтобы припев шел на подъеме. Когда я услышал последовательность аккордов от Хайда, у меня было странное чувство. «Это он серьезно?» - подумал я. Но потом мне понравилось. Что касается гитары, тут я использовал живую 12-струнную, получилось неплохо.
All Dead
Темой стали рифы, которые принес Хайд, после этого настроение меняется. На одних и тех же акордах рифы меняли совершенно по-разному Поэтому получилось хорошо. Для меня это отличная связка рифов.
Blame
С самого начала и до самого конца я постоянно повторял одну последовательность аккордов, зациклив ее. Впервые попробовал такую вещь. Работу над этой песней мы завершали, играя ее вместе вживую. Я подумал, что хорошо, если сюда добавить побольше клавишных, поэтому играл на гитаре так, чтобы клавишные добавить было легко.
Wind Of Gold
Развитие этой композиции пошло совсем не так, как я думал в начале. Например, та часть, где предполагалось ввести пение, стала проигрышем, и наоборот. Вначале в ней было 6-7 частей, и я решил придать более понятную форму. Я сочинял ее с мыслью, что хочу написать именно такую песню.
Blurry Eyes
Арпеджио получилось очень хорошо. А еще аккорды в соло неудобные для меня, но я хорошо справился с ними (смех).
Inner Core
Когда Сакура принес демо-версию, там была гитара и ритм ударных. Я старался отойти от того образа, но все равно пришлось помучиться. Кстати, одни и те же аккорды можно взять по-разному. Когда я попробовал их сыграть, то сразу понял, что в этом вопросе у нас с Сакурой полное согласие.
Nemuti ni Yosete
Было две версии — в стиле боса-нова и обычный 8-битный рок. Обе были хороши, но послушав мнение участников группы, я сделал в том виде, как она есть сейчас.
Kaze no yukue
Эта песня была написана в прошлом году к Рождеству, но прошло время, наступило лето, и лирика тоже стала летней (смех). А в начале в ней был очень яркий образ зимы. Но когда я услышал слова Хайда, то и ощущение сезона поменялось, и стихи удачно легли на музыку.
Hitomi ni utsurumono
Зимой, когда у нас была выездная работа, в свободное время я пришел один в студию, сел за синтезатор, стал играть, пытаясь найти тембр, который хорошо звучит, и в голове вдруг появилась песня. Когда я накладывал слова на музыку, то советовался с Хайдом. Я хотел написать такую песню, которую человек, который умеет играть на фортепиано, мог быть петь, аккомпанируя себе.
White Feathers
В этот раз для записи я собрал интересные вещи из аппаратуры, и запись прошла лучше, чем думал. В этой песне я использовал Leslie speaker. Новые вещи — хорошие вещи, их легко встретить случайно. А старые вещи случайно не увидишь. Звук получился отличный.
Мне всё было видно, точнее, слышно, с первого прослушивания!
Но когда я услышал слова Хайда, то и ощущение сезона поменялось, и стихи удачно легли на музыку.
Ааааа, Хайд сделал из зимы лето!
Спасибо за перевод!
Хайд сделал из зимы лето
Это было для меня открытие! Это песня сразу воспринималась мной как летняя!!
Удивительно про песню, для меня она тоже очень летняя.