Интервью Сакуры для rockinf за август 1994 г.Интервьюер: Наверное, вы хотели показать себя в Тиерре в полный рост?
Сакура: Нельзя сказать, что мы четверо четко себе это определили. Но в голове была мысль, что если послушать альбом, то можно будет представить нас четверых, играющих эту музыку. Наверное, это можно назвать «мы в натуральную величину».
И в конечном итоге мы отразились в этом альбоме действительно в натуральную величину, как есть, ведь мы не старались прыгнуть выше головы. Иными словами, когда все идет само собой, то проявляются цвета всех четверых. Конечно, каждый лично в музыкальном плане бросает какой-то вызов. Но при этом мы не брались за что-то непосильное, делали только то, что в пределах возможного. Думается, что если прочно не стоять на земле, то хорошего альбома не получится.
И: В время сочинения музыки у вас не было какой-то темы или концепции?
С: Не было. В процессе сочинения музыки стала видна форма альбома. Это совершенно противоположно тому, чтобы писать музыку, сначала продумав тему или концепцию.
читать дальше
И: В этот раз звучание ударных понятно сразу, и это очень живое звучание. То есть именно таким Вы представляете себя в натуральную величину?
С: Попросту говоря, я очень люблю живое звучание! Моя любимая музыка, которую я слушаю, на какой бы установке не игралась, но стоит ее только послушать, исполнители сразу встают перед глазами. Например, если малый барабан стучит прямо рядом с ухом, это звучит неестественно. Терпеть не могу такой способ записи. В этот раз во время записи установили специальный микрофон, который мог уловить и атмосферу в помещении, где играли ударные и даже дыхание барабанщика. Очень хорошо, что звукоинженер отлично знал мои мысли. Но ведь в таком способе записи нет ничего особо сложного! Раньше все музыканты именно так и записывались. Это мое любимое звучание 60-7- годов.
И: В записи Вы использовали те же барабаны, как и всегда?
С: В зависимости от песни, размер большого барабана менялся, но особых изменений не было. Все как обычно. Использовал некоторые эффекторы для большей эффективности.
И: Вы говорите, что любите звучание 60-70 годов. Какую музыку вы обычно слушаете?
С: Можно бесконечно приводить примеры. Слушаю хард-рок 70-х, более ранний джаз, из современного — тех, кто принадлежит лейблу Blue Note (американский джазовый лейбл, основанный в 1939 году — прим .пер.). Когда слушаешь старые альбомы, то сразу понимаешь, что хотели выразить музыканты. Это очень хорошо! Конечно, я не могу сказать, что не люблю звучание современной аппаратуры. Но очень интересно, когда показана ценность именно того, что человек играет на инструменте.
И: Вы думаете, что и у музыки L'Arc~en~Ciel тоже есть эта черта?
С: Да, с моей точки зрения, это так. И это отражается в звучании. Каждый раз игра немного отличается.
И: То есть когда вы записывались, то не решали все подробно заранее?
С: Думаю, что некоторые песни можно было бы обговорить и подробнее, но раз мы так не сделали, не стали прыгать выше головы, результат получился хорошим. Не хотелось бы, чтобы работа над записью превратилась в обсуждение чьей-то игры или фраз. Хотелось как можно в большей мере сохранить ощущение выступления на концерте. Поэтому думаю, что партия ударных немного неровная (смех).
И: То есть работа над записью напоминала скорее джем-сессию?
С: Да. Поэтому когда открываешься другим участникам группы, они могут что-то вытащить из тебя, и запись проходила в приятной атмосфере. Конечно, были у нас и затруднения, но и они решались с удовольствием. То есть все делалось с положительной энергетикой.
Когда запись закончилась, возникло чувство удовлетворения сделанным. Что касается Тиерры, то здесь можно сказать только хвалебные слова, хотя это и звучит странно (смех). Нет, конечно, есть моменты, которые мне нужно исправить, но поскольку запись закончилась, это я сделаю уже в следующем альбоме.
И: Были ли ли какие-то моменты в предыдущем альбоме Дюна, которые Вы исправили или улучшили в этом альбоме? Воплотили ли какие-то свои стремления?
С: В Дюне особо не было каких-то моментов, которые подлежали бы исправлению. В то время мы сконцентрировали в одном альбоме всю нашу силу, и это хороший альбом. После выхода Дюны мы отправились в тур. И если во время записи песня имела, например, 100 баллов, то в ходе тура она получила 200-300 баллов. Иными словами, после окончания записи рост каждой из песен Дюны не закончился. Это продолжается и сейчас. Когда думаешь: «А что если попробовать сделать так?», то делаешь это на концертах.
То же самое касается и песен Тиерры. Во время тура песни постепенно растут. И не только благодаря мне, но и благодаря трем остальным участникам группы и зрителям.
Комментарии к песням
In the Air
Партия ударных возникла, когда я рассеянно слушал, как Хайд объясняет последовательность аккордов участникам, играющим на струнных инструментах. Атмосфера чем-то близка к White Feathers.
All Dead
В этой песне чувствуется атмосфера гранжа, но ударные, напротив, мне хотелось сделать по-другому. Гранж звучит современно, а мне хотелось передать атмосферу 60-70 годов.
Blame
Эту песню мы закончили в процессе джем-сессии. Я не столько стучал на барабанах, сколько принимал участие в сессии с помощью ударных. Это была игра, словно мы разговаривали друг с другом. Поскольку вектором направления было пение Хайда, мы постарались его украсить.
Wind Of Gold
Барабанил, используя щелчки, а потом в соответствии с ними - реггей, и этот ритм до предела. Настоящий реггей идет на 2 части, 4-частный ритм дает больше драйва. Возможно чувствуется достаточно закрытая атмосфера, но и ощущение большого пространства тоже есть. Самое примечательное — ритмы ска и реггей.
Blurry Eyes
Когда думаешь об этой песне, то сильнее ощущение энергии, чем видение. Сам я вспоминаю при этом, насколько погружался в музыку Иэн Пейс из Deep Purple. В середине песни ритм меняется, и это необычно. Пожалуй, это в стиле Ларуку.
Inner Core
Мое первое произведение в L'Arc~en~Ciel. Ударные обычно считаются ритм-инструментом, но здесь во вступлении мелодию ведут барабаны! А затем вступают струнные инструменты. Их трех мелодий возникает единое целое, постепенно расширяется. В итоге мелодии А,В и С образуют музыку без всяких правил. Но на самом деле в этой песне слова очень важны, и Хайд очень хорошо положил их на музыку.
Nemuri ni Yosete
Еще когда эта песня была только написана, в ней слышалась боса-нова, хотя можно было бы сыграть ее и с обычным 8-битным ритмом. Однако боса-нова больше подошла атмосфере песни. Но я обращал внимание не только на это, мне хотелось, чтобы и рок тоже ощущался... Многое зависит от того, как взять ритм.
Kaze no yukue
Интересная песня, в ней есть фасад и изнанка. В ней есть три секции, и каждая имеет свое выражение. Здесь есть «я», которого видят другие, «я» возбужденный и подлинный «я». Это я и старался выразить, играя на барабанах.
Hitomi ni utsurumono
В этой песне я совершенно не принимал участия — ни в аранжировке, ни в исполнении. Просто слушал ее с чистым сердцем. Песня, от которой слезы выступают на глазах. Это очень хорошая песня.
White Feathers
Эту песню мы исполняем уже год, поэтому мы записали ее в таком виде, как исполняли в последнее время. За время концертов эта песня приобрела законченную форму. И дальше она будет расти с каждым выступлением.