Интервью Кена для журнала rockinf зв август 1994 годаИнтервьюер: Вы лично думали о теме или концепции альбома?
К: Нет, в этот раз такого не было. Но когда я играю на гитаре, я думаю о некоторых вещах, которые я хочу вложить, но это бывает каждый раз, какой альбом ни возьми.
И: Каким Вы видите альбом в целом?
К: Часто бывает, что все разрозненно, но потом альбом получается вовсе не разнорозненным.
И: В альбоме есть много разных элементов, но Вы сами чувствуете его цельность?
К: Ментальная часть следует одному сюжету. Другим это может быть и не видно, но я чувствую это единство. Мелодии разные, но какую песню ни послушаешь, все хороши. Мне хотелось, чтобы эта линия всегда была ясной.
читать дальше
И: В этот раз среди Ваших песен, Кен-сан, довольно много нежных и мелодичных.
К: Вообще я не намеревался так делать, все получилось само собой. Спокойных песен стало больше, но и гитарное соло я играл больше, чем в предыдущем альбоме.
И: Да. В звучании фраз чувствуются и энергичные ноты. А если говорить об игре на гитаре в целом, что-то изменилось по сравнению с Дюной?
К: Думаю, что изменилось. Раньше я стремился играть в одном стиле, но два-три года назад начал работать над собой, чтобы измениться. Потом я уже не работал специально, изменения происходили сами собой.
И: И в чем главное отличие?
К: Ритм. По моему ощущению, в этот раз ритм важен. Я не делал этого сознательно, я сам изменился. И что касается ансамбля в группе. Между Дюной и Тиеррой прошло несколько туров, и поэтому кое-что изменилось. Но поскольку я сам нахожусь внутри, то не могу четко понять.
И: Вы делали в этот раз что-то рискованное?
К: Кажется, в основном только и рисковал! (смех)
И: И мелодии, и звучание расширились. Дюна оставляет впечатление хард-рока, Тиерра... кажется, не ограничивается только рок-музыкой?
К: Пожалуй, да. Я люблю и Дюну, и Тиерру. На концертах песни Дюны приобрели силу и постепенно изменились. Поэтому и впечатление от них стало другим, и эмоции, вложенные в них, тоже стали иными. Но думаю, что это к лучшему.
И: А Ваша аппаратура изменилась по сравнению в тем временем, когда шла работа над Дюной?
К: В прошлый раз я играл в основном на Steinberger, а сейчас я купил Стратокастер модели 65 года. На ней записал те звуки, которые мне нравятся, искажения, а чистый тон записал на Steinberger. Кроме того, еще использовал Les Paul, динамики тоже менял в зависимости от тембра. И звукоинженеров было много интересных эффекторов, и я тоже их пробовал. В White Feathers было интересно присоединить к гитаре Leslie speaker (комбинированный усилитель и громкоговоритель, который проецирует сигнал с электрического или электронного инструмента и изменяет звук, вращая громкоговорители – прим.пер). Тембр получился интересным.
И: Акустическую гитару Вы тоже использовали?
К: Да. Martin и еще одна. А еще 12-струнная гитара и гитара с кетгутовыми струнами. Когда я играл на живой гитаре, то в этот раз больше нервов потратил, чем в Дюне. Ведь живая гитара сразу задает свой тембр. И поэтому я тщательно продумывал стиль игры в каждой песне. Думаю, что получилось лучше, чем в Дюне.
И: Особенное впечатление производят латинские мотивы акустической гитары в Wind of Gold и аранжировка в стиле боса-новы в Nemuri ni Yоsete. Да в Дюне звучала испанская гитара. Вы много слушаете такого рода музыку?
К: Нет, не так много, но я слушаю артистов, у которых в альбомах из 10 песен попадаются 1-2 такие.
И: Вы заметили, что сейчас у многих артистов, в том числе и в рок-музыке, используется звучание в латинском духе?
К: Я не собирался использовать именно латинский стиль, но когда были написаны аккорды, добавлен ритм, потом мелодия, постепенно так все и получилось...
И: Чем является альбом Тиерра для L'Arc~en~Ciel?
К: Прошел год, как мы четверо собрались вместе, и этот альбом записан, когда мы находились в наилучшем состоянии. Думаю, проявились цвета всех нас.
И: Как Вы хотите исполнять песни Тиерры на концертах?
К: Думаю, что на концертах будет другая подача...
И: Во время концертов и 10 песен Тиерры, как и песни Дюны, тоже разовьются?
К: Да. Думаю, так и будет. Чем больше концертов, тем больше изменяются песни.
Комментарии к песням альбома
In the Air
Я думал, как сделать так, чтобы припев шел на подъеме. Когда я услышал последовательность аккордов от Хайда, у меня было странное чувство. «Это он серьезно?» - подумал я. Но потом мне понравилось. Что касается гитары, тут я использовал живую 12-струнную, получилось неплохо.
All Dead
Темой стали рифы, которые принес Хайд, после этого настроение меняется. На одних и тех же акордах рифы меняли совершенно по-разному Поэтому получилось хорошо. Для меня это отличная связка рифов.
Blame
С самого начала и до самого конца я постоянно повторял одну последовательность аккордов, зациклив ее. Впервые попробовал такую вещь. Работу над этой песней мы завершали, играя ее вместе вживую. Я подумал, что хорошо, если сюда добавить побольше клавишных, поэтому играл на гитаре так, чтобы клавишные добавить было легко.
Wind Of Gold
Развитие этой композиции пошло совсем не так, как я думал в начале. Например, та часть, где предполагалось ввести пение, стала проигрышем, и наоборот. Вначале в ней было 6-7 частей, и я решил придать более понятную форму. Я сочинял ее с мыслью, что хочу написать именно такую песню.
Blurry Eyes
Арпеджио получилось очень хорошо. А еще аккорды в соло неудобные для меня, но я хорошо справился с ними (смех).
Inner Core
Когда Сакура принес демо-версию, там была гитара и ритм ударных. Я старался отойти от того образа, но все равно пришлось помучиться. Кстати, одни и те же аккорды можно взять по-разному. Когда я попробовал их сыграть, то сразу понял, что в этом вопросе у нас с Сакурой полное согласие.
Nemuti ni Yosete
Было две версии — в стиле боса-нова и обычный 8-битный рок. Обе были хороши, но послушав мнение участников группы, я сделал в том виде, как она есть сейчас.
Kaze no yukue
Эта песня была написана в прошлом году к Рождеству, но прошло время, наступило лето, и лирика тоже стала летней (смех). А в начале в ней был очень яркий образ зимы. Но когда я услышал слова Хайда, то и ощущение сезона поменялось, и стихи удачно легли на музыку.
Hitomi ni utsurumono
Зимой, когда у нас была выездная работа, в свободное время я пришел один в студию, сел за синтезатор, стал играть, пытаясь найти тембр, который хорошо звучит, и в голове вдруг появилась песня. Когда я накладывал слова на музыку, то советовался с Хайдом. Я хотел написать такую песню, которую человек, который умеет играть на фортепиано, мог быть петь, аккомпанируя себе.
White Feathers
В этот раз для записи я собрал интересные вещи из аппаратуры, и запись прошла лучше, чем думал. В этой песне я использовал Leslie speaker. Новые вещи — хорошие вещи, их легко встретить случайно. А старые вещи случайно не увидишь. Звук получился отличный.